Таланты в скупом мещанском царстве.

(статья в газете"Волжская Коммуна" от 29.02.08)

автор Наталья Эскина

«Таланты и поклонники» в постановке СамАрта (режиссер– Анатолий Праудин) идет второй сезон. И продолжает удивлять публику.

«Тега-тега-тега!» - князь Дулебов достал из квадратного бумажного пакетика крошки и начал кидать в пруд. А я сидела в первом ряду и внимательно вглядывалась – что же он кидает? И высмотрела: крошки тоже бумажные, маленькие, склеенные из белой бумаги кубики. Воображаю, какие же «теги» плавают по этому пруду!

Постановщик делает акцент не на людях – на антураже. На бутафории, предметах, среди которых таланты и поклонники живут.

Весь спектакль выдержан в духе иронического комментария к пьесе Островского. Весь зрительный ряд, как-то: декорации, костюмы, бутафория, - всё это составляет второй план спектакля, второй слой смысла и сюжета. Собственный сюжет вещей и их взаимоотношений.

Кухарка Матрена вносит самовар. Следует маленький монолог этой даже не второстепенной – третьестепенной героини.  Оказывается, она враждует с самоваром. Вроде как Дон Кихот – с ветряными мельницами. Матрена раздувает его сапогом – а он никак не раскочегарится: «Наш самовар и зашумит, так не скоро кипеть-то сберется; уж он поет-поет на разные голоса, надсажается-надсажается, а все толку мало; а раздувать примешься, так он хуже, ровно тебе на смех. У меня с ним брани не мало бывает» - и тут Матрена (Ольга Метлинова), скорчив злобную рожу, грозит самовару кулаком.

Вот пожалуйста вам! Александра Николаевна Снегина по ходу дела бранится с назойливыми поклонниками, с приставучей мамашей Домной Пантелевной, с  антрепренером, предательски разорвавшим контракт. Ее жених Петр Егорыч Мелузов бранится с наглыми ухажерами Снегиной, чуть не в драку с ними кидается. Идейную «дуэль» со всей компанией ведет. А она, видишь ли, с самоваром бранится.

Что это, как не пародия, иронический комментарий к сюжету?

А белизна спектакля? А знаменитая его цветовая гамма, которую не отмечал только ленивый? Сценография (художник Юрий Хариков, костюмы и декорации выполнены в мастерской Ольги и Марии Казак и Ольги Андреевой) поражает: ступени, пол, колонны – все обтянуто белым плюшем. Белые костюмы, даже и шампанское, которое пьют герои, белое. Почему? Белый цвет тоже играет роль иронического символа.

Цвет кур, яиц, невинности, античного мрамора.

Сцена полна курочек. На крыше, над античным портиком и античными, слегка покосившимися, разной толщины и кривизны колоннами, располагается куриное царство. На белых толстых стеблях чего-то бутафорского сидят белые толстые бутафорские куры. И за сценой слабо прослушивается непрерывное кудахтанье.

Домна Пантелевна, хлопотливая мамаша, безмозглая наседка, и сама как курица. Людмила Гаврилова играет пламенную любовь к разнообразным пернатым: Великатов разглагольствует об индюках, павлинах да лебедях, обитающих в его поместье, а Домна Пантелевна со страстными стонами воздевает руки к небесам. «Коли скучно, выйдешь на крыльцо, индейские петухи по двору ходят, все белые», - как отреагирует Домна Пантелевна? «Белые! Ах, скажите, пожалуйста!» И про лебедей, она же: «Вот рай-то!»

Вот он, рай Домны Пантелеевны. Он  населен курами, индюками, лебедями и павлинами.

Чтобы поставить дуэтные сцены, режиссеру понадобились куриные яйца. Как же иначе? Домна Пантелевна принимает князя Дулебова. Обхождение знает. Вносит угощение. Свежеснесенные яйца в плетеной корзиночке. Шильце подает. Зрители удивляются. Яйца шилом не едят! Нет, оказывается, это мы ничего не понимаем. Яйца шилом, конечно, не едят – их шилом прокалывают! С двух концов! И выпивают, причмокивая.

В этом скучном мещанском царстве, в белом яичном раю талант, искусство – инородное тело.   Нароков (з.а. РФ Алексей Симкович) произносит тирады о необыкновенной своей любви к театру – а к кому обращается? Перед кем бисер-то мечет? Домна Пантелевна, кругленькая, беленькая, прозаическая, как куриное яичко, и слова-то выговаривает, связанные с театром, почти как кухарка Матрена. Та говорит – «киатра». А Домна – «аркист», «бенефист», «ампренер».

Ленин мечтал погубить государство. Легче всего это сделать, по известному ленинскому выражению,  поручив управлять им кухарке. В «Талантах и поклонниках» театральным процессом руководят не таланты, а поклонники. С мозгами кухарки. Обожавший театр Нароков на этой любви разорился. Перекупил у него театр Гаврюшка…

Для Негиной, Пети, Мартына Прокофьича Нарокова театр, любовь, талант – всерьез. Для остальных – времяпровождение от скуки. Или способ поместить деньги.

Положительных героев очень трудно играть при общем иронически-условном градусе постановки.

Негина (Татьяна Михайлова) в прошлом году почти и не играла. Играла ее редкая красота – тоже, в общем-то, себя как вещь позиционировала. Блестят, как выпуклые драгоценные камни, огромные темные глаза. Неподвижно-бледным яичком мерцает овальное личико. Даже и странно – зачем, при такой внешности, еще и произносить что-то, болезненно-четко отчеканивая каждую реплику.

В этом году что-то стронулось в душе у актрисы.  Поменьше стало презрительно-четкого скандирования, повысился эмоциональный накал ее реплик. Полгода назад мало верилось в ее любовь к Пете, и зрители подозрительно присматривались: да не положила ли она глаз на Великатова? В этом году, как будто, сомнения пропали. Не положила.   Прошлогодняя Негина кататься уезжала на роскошных лошадях Великатова из зависти к чужому богатству. В этом году Саша Негина не завистлива – скорее всего,  ей неудобно показаться неблагодарной. Сцена манит, обещанный Великатовым ангажемент.

Персонаж с говорящей фамилией, невинная и нежная недотрога Негина – ей сам бог велит облекаться в белые одежды. Но… месть обиженных поклонников, держателей кресел в первом ряду – Дулебова, Великатова и компании – и ей не дают играть, лишают ангажемента. Рыдающая, оскорбленная, наскоро гримирующаяся Негина мажет лицо черным гримом, напяливает курчавый «арапский» паричок. Прощай, белизна!

Жених Негиной Петя (Павел Маркелов) в белую ткань оборачивается, как философ в тогу. Как ангел с белыми крылами, завернувшись все в ту же белую материю, взлетает на крышу, произносит свою последнюю тираду. 

Но ведь Петя Мелузов – существо скорее нелепое? Маркелов выходит на сцену в неуклюже сидящем пиджачишке, словно с чужого плеча, в круглых очочках – заучившийся студентик, жалкий, не знающий жизни завсегдатай галерки. Мелкое невзрачное личико. Начинает говорить – и куда девается  вся эта нелепость и неуклюжесть! Орфей, Аполлон, прекрасный, умный, добрый! И где мелкая жалкая внешность безденежного разночинца? Крупные черты лица, правильные, античной лепки. В детстве, изучая самостоятельно историю искусств по шеститомнику Алпатова, я перерисовывала иллюстрации. Через сколько-то лет попала в СамАрт. Увидев Пашу,   сразу его узнала – это Гермес работы Праксителя (посмотри, Паша, иллюстрацию 207 в первом  томе!).

С Петей – Маркеловым в спектакле появляется отчетливо звучащая нотка несовпадения внешнего вида и души.

Особенно громко эта нотка звучит в игре Алексея Симковича. Добрый, жалкий, нелепый старикашка, со своей неуместной любовью к Негиной, персонаж второстепенный и смешной, неожиданно выходит на первый план. Симкович играет настоящую, трогательно-чистую, восторженную любовь. В царстве иронических символов, среди пьяных, циничных, развратных персонажей он – белая ворона. Так сказать, белая ворона среди белых кур.

Какие там у Островского последние слова? «Шампанского! - кричит купчик Вася. – Полдюжины!»

Очнулся… После того, как с трагиком Ерастом Громиловым водку пьянствовал. Пиво. Винишко какое-то. Да все, что пьется,  кроме разве что купоросу. После чего впал в прострацию. Чуть не полспектакля держал паузу. Допившись до полного позеленения, так с зеленой рожей и просидел с мутными глазами, уставившись в одну точку, изредка всхрапывая…

Ну что за Денис Бокурадзе! Как вписался в спектакль, который, в общем-то, совсем не о нем! То, что он делает, в музыке называется «органный пункт». В верхних голосах – мелодия, движение какое-то, а нижний голос неподвижно застывает на одном звуке. Вот   Бокурадзе  и играет этот органный пункт. Выступает недвижным зеленоватым комментарием к действию.

В царстве всеобщей белизны есть еще и вот это: зеленая физиономия Бокурадзе и ярко-алый веер актрисы Смельской. Этим спектакль и заканчивается. Сидят, смеются нетрезвым смехом. Пропадай они пропадом, все эти таланты с их поклонниками! Шампанского!

автор Наталья Эскина
(статья в газете"Волжская Коммуна" от 29.02.08)

Главная

Hosted by uCoz